понедельник, 9 июля 2012 г.
Home »
» Бессознательное и психоанализ
Бессознательное и психоанализ
Сознание не является единственным уровнем, на котором пред¬ставлены психические процессы, свойства и состояния человека, и да¬леко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, ак¬туально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессозна-тельное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые, но человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с созна¬тельными процессами, также называют психическими.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, (мышечные ощущения). Есть неосо¬знаваемые зрительные и слуховые ощу¬щения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зри-тельной и слуховой центральных системах.
Бессознательная память — это та память, которая связана с дол¬говременной и генетической памятью. Это та память, которая управ¬ляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержа¬ние мыс¬лей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на кото¬рые направлено внимание. Бессознательное мышление осо¬бенно отчет¬ливо выступает в процессе решения человеком творче¬ских задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.
Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направлен¬ность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое чело¬веком в пси¬хических процессах, свойствах и состояниях. Бессознательное в лично¬сти человека — это те качества, интересы, потребности и т. п., кото-рые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизволь¬ных реакциях, действиях, психических яв¬лениях. Одно из таких явлений — ошибочные действия, оговорки, опи¬ски. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроиз¬вольное забывание имен, обещаний, намере¬ний, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бес¬сознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с воспри¬ятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.
Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорил Фрейд, касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цен¬зуры. Деление психики на сознательное и бес¬сознательное является ос¬новной предпосылкой психоанализа. Важ¬нейшее место в теории Фрейда занимал его метод психоана¬лиза.
Психоанализ (от греч. душа и разложение) – направление в психо¬логии, основанное Фрейдом в конце XIX в. – первой трети XX в. Психо¬анализ распространился во многие страны в виде системы взглядов на природу человеческой психики, явления морали, религии, культуры, ис¬кусства, науки, общественной жизни. В основе этих взглядов – теория бессознательного и полового влечения. Неосознаваемое проявляется в поведении и психике человека– в обмолвках, описках, сновидениях и т.д. Центральное положение психоанализа – существование извечной тайной войны между скрытым в глубинах индивида неосознаваемым (глав¬ное из которых сексуальное влечение - либидо) и необходимостью вы-жить во враждебной этому индивиду социальной среде.
Психоанализ видит главную проблему в том, что человек не дога¬дывается о противоречии внутри себя. В ясном осознании “Я” своих за¬претных влечений, обеспечиваемом психоаналитической дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд видел средство восстановления психического здоровья. Если говорить проще, то при помощи психоана¬лиза обнаруживается то место в психике, в котором наблюдается давле¬ние и образуется, так называемая, выпуклость. Обнаружив это место и устранив в нем возникшее противоречие, человеку возвращается здоро¬вая психика.
Для обозначения самого глубокого уровня психической жизни Фрейд использовал термин “Trieb”, переводимый либо как “инстинкт”, либо как “влечение”. Хотя Фрейд постоянно подчеркивал связь психической жизни с биологической организацией (поэтому речь идет об инстинк¬тах), эта биохимическая реальность, по его собственному признанию, нам неизвестна, и лишь в каком-то отдаленном будущем наука сумеет полностью объяснить поведение и мышление человека на языке химии и физиологии. Психоанализ имеет дело с психическими заместителями или представителями инстинктов. Мы сталкиваемся с особой психической ре¬альностью: влечения изначально осмыслены, поэтому они могут входить в сознание в состоянии сновидения или невроза, могут воздействовать на сознание. Влечение уже наделено смыслом — это как бы пограничье между биологическим и психическим, тут совершается переход слепой и немой энергии в артикулируемый смысл. Эти потоки психической энергии “инвестируются” в определенные идеальные образы культуры, творимые жизненной энергией желания.
Психоаналитическая теория считает, что бессознательное, во-пер¬вых, выступает как проявление инстинктов, во-вторых, что именно энергия инстинктивных влечений определяет динамику психической жизни человека, в-третьих, что структура психики, характер индивида и все социально-культурные явления должны объясняться этой психодинамикой, “судьбами влечений”, наконец, что события и впечатления раннего дет¬ства определяют основные черты психики индивида. В основе лежат воз¬зрения Фрейда и предложенный им метод дешифровки, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое. Чтобы понять смысл нынешних пси¬хических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему дет¬ству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов.
В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого он признает безусловно. При этом между ними как бы устанавливается ка¬нал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ проис¬ходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некри¬тично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает ка¬тарсис, так как, принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Так как основа такого выздоровления связана с внушением, такая терапия была названа дирек-тивной, в отличие от той, которая основана на равноправном отношении пациента и врача.
Психоанализ — не толь вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеоло¬гического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемле¬мой частью западной культуры. Психоанализ развивался по следующему направлению: от терапии неврозов и методов исследования бессозна¬тельных психических процессов к “метапсихологии”, то есть совокупно¬сти теоретических постулатов о человеческой психике и “судьбах вле¬чений”. Эта общая теория послужила фундаментом для применения психо¬анализа в различных областях знания: в этнографии, религиоведении, социальной психологии и социологии и т.д.
0 коммент.:
Отправить комментарий