суббота, 14 июля 2012 г.
Home »
» Психологический потенциал работника органов правопорядка и его основные структурные компоненты
Психологический потенциал работника органов правопорядка и его основные структурные компоненты
Правоохранительная деятельность зависит не только от знаний, умений и навыков работников, но и от личностных качеств. Поэтому в число профессиональных требований всегда включались и включаются соответствующие психологические свойства. В 1782 году Екатерина II подписала "Устав благочиния или полицейский", значительную часть которого составлял "Наказ управе благочиния". В "Наказе управе благочиния" были сформулированы качества, определенного к благочинию начальства и правила его должности (то есть требования к личности полицейского работника):
1) здравый рассудок;
2) добрая воля в отправлении порученного;
3) человеколюбие;
4) верность к службе императорского величества;
5) усердие к общему добру;
6) радение о должности;
7) честность и бескорыстие.
Можно говорить о психологическом потенциале работника органа правопорядка, обеспечивающем эффективность его деятельности и реализации профессиональных функций. Структурно такой психологический потенциал образуется из:
1) индивидуальной профессиональной концепции;
2) морально-психологических качеств;
3) познавательных и интеллектуальных качеств;
4) эмоционально-волевых качеств;
5) коммуникативных качеств.
1. Индивидуальная профессиональная концепция. Индивидуальная профессиональная концепция работника органа правопорядка представляет собой субъективное, личностное видение системы основных профессиональных проблем, содержания, способов и приемов труда, трудностей в организации взаимодействия и личного труда. Индивидуальная профессиональная концепция в ее сформированном виде раскрывает личностный смысл деятельности работника, оказывает влияние на мотивацию труда, постановку конкретных служебных и жизненных целей.
2. Морально-психологические качества. Эти качества отражают нравственные обязательства и этические нормы поведения работника органов правопорядка. Речь идет о должном и необходимом поведении с точки зрения нравственности, профессиональной этики, конкретных норм морали, гуманного отношения к другому человеку. Нравственную основу поведения работника составляют следующие морально-психологические качества: чувство профессионального долга; профессиональная честь; справедливость; принципиальность; честность; порядочность; сочувствие и сопереживание; мужество; установка на соблюдение законности и служебной дисциплины; чувство товарищества; гуманность и сострадание по отношению к потерпевшим от преступлений и т. д.
3. Познавательные и интеллектуальные качества. Известно, что хорошо развитые качества восприятия и внимания позволяют работнику получить достаточную информацию о складывающейся криминогенной обстановке, особенностях личности правонарушителя и т. д. Профессиональная память работника на лица, внешность человека, числа (даты рождения, например), имя, отчество, фамилию и т. д. позволяет эффективно решить профессиональные задачи. Продуктивное мышление работника характеризуется такими качествами, как гибкость, широта, критичность, быстрота, сообразительность, прогностичность, эвристичность и др.
4. Эмоционально-волевые качества. Деятельность работника органов правопорядка связана со стрессами и отрицательными переживаниями. Среди стресс-факторов, связанных с профессиональной деятельностью, часто называют: большую загруженность работой и отсутствие свободного времени; сложности, связанные с вхождением в новую должность; повышенную ответственность за принимаемые решения; ощущение несоответствия между тем, что должен, что хотел бы и что реально делает; необходимость часто идти на компромиссы во имя сохранения служебной карьеры; недостаток обратной информации о своей деятельности; неудовлетворительные отношения с начальством; неопределенность должностного роста; неблагоприятный социально-психологический климат в профессиональном коллективе и др. Работнику следует обращать внимание на развитие у себя таких эмоционально-волевых качеств, как решительность, настойчивость, самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка, выносливость, осмотрительность, хладнокровие, уверенность в своих силах и др.
5. Коммуникативные качества. Исследования показали, что существуют коммуникативные качества, способствующие эффективности делового взаимодействия:
• организованность;
• уверенность;
• независимость;
• скромность;
• установка на сотрудничество;
• готовность к помощи;
• сочувствие;
• обязательность;
• владение техникой общения;
• чуткость; отзывчивость;
• заботливость;
• справедливость;
• искренность в общении;
• активность в совместной деятельности;
• общительность;
• последовательность;
• тактичность.
Затрудняют деловое взаимодействие следующие качества:
• скептицизм;
• застенчивость;
• покорность;
• сверхконформность;
• переоценка своих возможностей;
• агрессивность;
• стремление к доминированию;
• самодовольство;
• обособленность;
• вспыльчивость;
• обидчивость;
• недоверчивость;
• подозрительность;
• робость;
• грубость;
• снисходительность;
• замкнутость;
• скрытность.
0 коммент.:
Отправить комментарий