понедельник, 16 июля 2012 г.
Home »
» Краткий обзор психологических подходов к работе с родительско-детскими отношениями, существующих в рамках различных теоретических концепций.
Краткий обзор психологических подходов к работе с родительско-детскими отношениями, существующих в рамках различных теоретических концепций.
Как правило, психологические подходы в работе с родителями существуют в рамках определенных теоретических концепций. Рассмотрим наи¬более известные из них.
Необходимость обращения к работе с родителями в практике консультирования детского развития впер¬вые была декларирована в рамках психодинамическо¬го подхода. Важной заслугой психоаналитического направления является то, что его основатели обраща¬ли внимание на ранний опыт взаимодействия родите¬лей с детьми и на различные виды психической травматизации в детском возрасте (3. Холл, А. Фрейд, К. Хорни) Сведения, полученные в работах Т. Адорно, В. Шутца, Дж. Боулби, Э. Эриксона, М. Эйнсворт и др., снискали широкую популярность и признание. Они подчеркивали важность ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения.
В русле психоаналитического направления приобрела известность трехмерная теория интерперсональ¬ного поведения В. Шутца (1958). По его мнению, для каждого индивида характерны три межличностные потребности: потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. Нарушение этих потребностей может приводить к психическим расст¬ройствам. Сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим. Это положе¬ние теории В. Шутца воспроизводит фундаменталь¬ное положение психоанализа об определяющей роли раннего детства в развитии личности. Под включени¬ем Шутц понимает потребность быть включенным в группу. Отношения ребенка и родителей являются позитивными, если они насыщены контактами, и негативными, если родители общение с ребенком сводят к минимуму. Если ребенок неадекватно интегри¬рован в семейную группу, в дальнейшем он может проявлять недостаточное социальное или сверхсоци¬альное поведение.
Одним из пионеров исследования взаимодействия взрослого с ребенком по праву можно считать Альф¬реда Адлера. Адлерианское направление в работе с родителями имеет свои методы, способы и приемы в работе с родителями и детьми, оно в значительной мере социально направлено и может рассматриваться как отличное от психоаналитического подхода. В 1919 году А. Адлер основал в Вене психопедиатрический центр, где он развивал свой инновационный консультацион¬ный подход и работал с детьми, родителями и преподавателями. Ансбахер полагал, что именно Адлер впер¬вые официально и публично использовал понятие «семейная терапия».
Проблемы воспитания всегда волновали Адлера; одна из его первых психологических работ называлась «Врач как воспитатель» (1904). В 1912 году вышла дру¬гая его статья - «Воспитание родителей». В этой ста¬тье, как справедливо замечает Е. В. Сидоренко, содер¬жатся идеи, которые во многом предвосхищают мно¬гие современные направления психологии. Вот рекомендации Адлера по воспитанию умственно здорового ребенка (цитируется по Е. В. Сидоренко).
«1. Воспитатель или родитель должен завое¬вать любовь ребенка. Главнейший помощник вос¬питания - любовь. Любовь ребенка - безуслов¬ная гарантия его воспитуемости.
2. Лучшая поддержка в развитии ребенка - его уверенность в собственных силах. Уверенность ребенка в себе, его личностная смелость - вели¬чайшее счастье для него.
3. Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же как и избалованные и излишне опекаемые дети.
4. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя.
5. Что касается дисциплинарных мер, то по¬хвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал не¬правильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.
6. Вместо того чтобы требовать слепого под¬чинения, следует в максимально возможной сте¬пени оставлять за ребенком свободу решения».
Основными понятиями адлеровского воспитания ро¬дителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны два цент¬ральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. А. Адлер подчеркивал равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности, равен¬ство, но не тождественность. Необходимо научить ро¬дителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста, считал Адлер. Основным принципом семейного воспи¬тания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Это направление работы с родителями основы¬вается на их сознательном и целенаправленном пове¬дении. А. Адлер рассматривает обучение родителей не только с точки зрения развития ребенка и семьи, но и с точки зрения общества - как деятельность, результат которой оказывает влияние на его состояние.
Среди наиболее важных результатов общественно¬го признания психологии А. Адлера стало появление семейных консультаций и семейных образовательных учебных групп, призванных помочь семьям установить демократический жизненный стиль, основанный на принципах социального равенства и общественного интереса. В США стимулом для этого движения во многом послужили работы и личный энтузиазм Р. Дрейкуса, ученика А. Адлера. Он впервые организовал кон¬сультирование родителей при Центре им. Авраама Лин¬кольна в Чикаго в 1939 году.
Актуальность идей Адлера и Дрейкуса, несомненно, связана с тем кризисом, в котором оказались семьи в первой половине нашего столетия. Традиционные мето¬ды воспитания, устанавливающие взаимоотношения меж¬ду родителями и детьми по принципу превосходства и подчинения, оказались довольно неэффективными. С развитием демократической социальной системы и борь¬бы за социальное равноправие в Соединенных Штатах Америки идея равенства охватила общество настолько, что дети тоже смотрят на себя как на социально рав¬ных взрослым, и по этой причине авторитарные методы воспитания обречены на неудачу. Разговор с детьми «сверху вниз» приводит к тому, что дети в свою очередь так же «сверху вниз» говорят с родителями. Этот тип взаимодействия можно наблюдать в семьях с раз¬личной степенью напряженности.
Рудольф Дрейкус положил начало организации дис¬куссионных групп из живущих по соседству родителей (Дрейкус и Зольц, 1964). Он способствовал разработке идеи «семейного совета» как одного из средств, кото¬рое помогает установить атмосферу любви и доверия в доме. Дрейкус считал, что родителям в своей деятельности следует опираться на такие принципы, как: принцип логических и естественных последствий, прин¬цип отказа от применения силы, принцип принятия и реакции на потребность детей, а также принцип ока¬зания поддержки детям.
Цель психологической помощи родителям, по Дрейкусу, - помочь им и детям усвоить как можно больше подходящих типов взаимодействия. Взаимодействие должно строиться на основе принципа равных ценно¬стей и взаимного уважения. Основная задача семейно¬го воспитания - помочь ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные сред¬ства для формирования чувства собственного досто¬инства и достижения определенного общественного положения.
Большая заслуга в описании и применении методов адлерианской терапии принадлежит в нашей стране Е. В. Сидоренко. В своих работах она отмечает следу¬ющие способы вербального взаимодействия взрослого с ребенком, которые приводят к построению демокра¬тических отношений с детьми:
констатирующие описания;
воспроизведение действий и слов ребенка;
воодушевляющие высказывания;
честные и открытые ответы.
В 50-х годах в США возникло направление группо¬вой работы с родителями, основанное X. Джайноттом, американским детским психотерапевтом, и получившее в литературе название «модель группового психологи¬ческого консультирования». Его концепция гуманиза¬ции воспитания основана на идее развития эмоциональной сферы родителей с помощью осознания ими своих подлинных чувств, ценностей и ожиданий. В написан¬ных пособиях для родителей X. Джайнотт не предлага¬ет никакой теории, а в доступной форме рассматривает исключительно простые вопросы: как говорить с деть¬ми, когда хвалить и когда ругать их, вопросы дисципли¬ны, приучения к гигиене и т. д.
Дж. Лэм и У. Лэм изложили следующие принципы воспитания детей (по X. Джайнотту):
- внимательно слушать ребенка. Родители, которые внимательно слушают своего ребенка, показывают ему, что к его мнению прислушива¬ются и его ценят, укрепляют уважение ребенка к самому себе;
- избегать и не допускать таких действий и слов, которые могут оскорбить ребенка или вы¬звать у него злость;
- проявлять мысли и чувства без агрессивно¬сти; родители должны честно говорить о том, что они испытывают, и при проявлении собственных чувств уважать личность ребенка.
С точки зрения X. Джайнотта, родителям необходи¬мо оказывать практическую помощь в семейном воспи¬тании через формирование у них навыков коммуникации
и управления поведением детей. В своих работах он дал описание трех различных видов групповой работы с ро¬дителями: собственно психотерапия, психологическое консультирование и руководство личностью. Групповая психотерапия особенно показана тем родителям, кото¬рые не в состоянии извлечь никакой пользы из педагогическо-психологического образования, поскольку их восприятие, ценности и установки слишком искажены и не позволяют изменить стиль семейного воспитания.
Согласно Джайнотту, общение родителей с детьми должно базироваться на трех основных принципах.
- Во-первых, во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать позитивный образ «Я» у ребенка.
- Во-вторых, следует говорить о ситуации, поступке ребенка, избегая личностных негатив¬ных оценочных суждений. Высказывания взрос¬лого не должны содержать диагноза и прогноза дальнейшей судьбы ребенка.
- В-третьих, взрослый в общении всегда дол¬жен выступать инициатором предложения кооперации. Это предложение не должно исчерпы¬ваться прямым указанием на соответствующий способ действия, а должно раскрывать перед ребенком возможности самостоятельного разреше¬ния проблемной ситуации.
Многие положения Джайнотта согласуются с идеями другой модели работы с родителями - программой Т. Гордона. Эта программа основывается на идеях гума¬нистической психологии. В западной психологии данное направление существует в русле концепций Г. Оллпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюллер, В. Франкла, Р. Мэя и многих других.
Идеи гуманистически направленной психологии нашли отражение в практике воспитания детей в семье и обществе (Т. Гордон, М. Снайдер, Р. Снайдер), где особое внимание уделяется умению слушать и понимать детей. При этом понимание рассматривается не просто как техника или использование правильных слов, а как модель взаимоотношений взрослого с ребенком.
В последнее время в отечественной психологии мно¬гие ученые все больше основываются на гуманистиче¬ских принципах. Основой данного направления у нас явились идеи М. М. Бахтина о диалогической природе человеческого общения, человеческой личности. Этот подход к изучению человека используется сейчас Л. А. Петровской, А У. Харашем, Г. А. Ковалевым, О. Е. Смирновой, А. Ф. Копьевым и другими. А У. Хараш отмеча¬ет, что диалогическое общение обладает наибольшим воспитательным потенциалом. Отличительные особен¬ности диалогического общения следующие:
- равенство позиций воспитателя и воспитан¬ника, при котором осуществляется взаимное воз¬действие друг на друга, формируется способность вставать на позиции другого;
- отсутствие оценок, полное принятие, ува¬жение и доверие;
- формирование у воспитателя и воспитан¬ника сходных установок относительно одной и той же ситуации;
- особая эмоциональная окраска общения, ис¬кренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств;
- способность участников видеть, понимать и активно использовать широкий и разнообраз¬ный спектр коммуникативных средств, включая невербальные.
Большой вклад в дело изучения взаимодействия ро¬дителей с детьми, безусловно, внесли представители бихевиористского направления.
Еще в 40-е годы Б.-Ф. Скиннер предложил ряду наи¬более известных психологов и специалистов, занимаю¬щихся социальным планированием, использовать научно обоснованную методику, основанную на положениях по¬веденческой технологии как средстве укрепления семьи и общества в целом. Он разработал ряд проектов, кото¬рые опирались на принципы, способствующие совершен¬ствованию и увеличению количества и качества взаимо¬действий — интеракций родителей и детей.
Основной акцент в этом направлении делается на изучении техники поведения родителя и формировании навыков модификации поведения ребенка.
Им принадлежат раз¬работанные схемы анализа взаимодействия, которые основаны на понимании человеческого поведения как функции подкреплений, наград, поощрений и наказа¬ний, например, теория диадического взаимодействия Дж. Тибо и Г. Келли.
Усилия практиков этого направления в работе с родителями сосредоточены в основном на обучении родителей методике изменения поведения ребенка. Так, применяя поведенческие методы, Р. Дж. Валер, Дж. X. Винкель, Р.-Ф. Петерсон и Д.-С. Моррисон (1965) одновременно успешно обучили матерей мальчиков дошкольного возраста методам погашения неприемлемых реакций, дифференциального подкрепления и таймаута.
Специалисты по наблюдению и экспериментально¬му изучению поведения пришли к выводу, что поощре¬ние и подкрепление гораздо более эффективно дейст¬вуют на изменение нежелательного поведения ребен¬ка, чем наказания (К.-Л. Андерсон и Х.-Е. Кинг, 1979). Б. Бухер и О.-И. Ловаас (1968) полагали, что та поль¬за, которая получается в результате методов наказа¬ния, ничтожно мала по сравнению с очень часто воз¬никающими негативными эмоциональными реакциями.
В русле этого подхода можно отметить следующих авторов: Л. Берковитц, Грациано, Дж. Е. Симпсон, Валэр и др. Сторонники бихевиориз¬ма ориентированы на наблюдаемые и поддающиеся измерению поведенческие реакции, а также факты окру¬жающей действительности, которые поддаются коррек¬ции с помощью методики модификации поведения. Это должны быть контролируемые поведенческие реакции, которые содержат движения, поддаются внешнему на¬блюдению и фиксации.
В литературе можно встретить и другое название бихевиористского подхода к работе с родителями - учебно-теоретическая модель (Я. Хямяляйне). Целью учебно-теоретической модели обучения родителей яв¬ляется привитие родителям, а через них и их детям социальных навыков поведения. Под «социальными навыками» понимают такое сформирован¬ное и закрепленное поведение, с помощью которого индивид может осуществлять целенаправленные дей¬ствия в различных ситуациях, взаимодействуя с соци¬альной средой.
Одной из популярных и часто используемых моде¬лей работы с родителями является модель, основанная на трансактном анализе. Теорию трансактного анали¬за применяли в работе с родителями такие психологи, как К. Стейнер, М. Джеймс и Д. Джонгвард, а также у нас в стране Е. В. Сидоренко. Техника работы в рус¬ле трансактного анализа предполагает освоение основ¬ных понятий этого теоретического направления и пе¬ренесения их на семейную почву.
Описание методов работы с родителями детей-невротиков, можно найти в работах отечественных психологов и психотерапевтов А. Я. Варги, А С. Спиваконской, А. И. Захарова. Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми, которое, как утверждают авторы, происходит в процессе групповой работы, повышает эффективность психокоррекционных мероприятий с детьми.
Таким образом, описанные выше направления ориентированы на различную практику работы с родителями, имеют различные цели, задачи, установки, а также раз¬личные уровни сложности. Использование одних моде¬лей невозможно без знания терминологии и теории - бихевиористская модель, трансактный анализ; другие модели в значительной мере общественно направлены, ставят своей целью построение демократических взаи¬моотношений с детьми и уделяют много внимания эле¬ментам конкретного взаимодействия.
0 коммент.:
Отправить комментарий