суббота, 14 июля 2012 г.

Психология формирования высокого уровня дисциплинированности работников органов правопорядка

Для определения степени развития у работников органа правопорядка такого качества, как дисциплинированность используются следующие критерии: • уровень профессионального мастерства, отражающий систему знаний, навыков и умений, усвоенную в учебном заведении и на практической работе (опыт); • усердие, проявляемое в профессионально-служебной деятельности как степень напряжения потенциальных возможностей (безотносительно к успехам и неудачам); • результаты деятельности (успехи и недостатки); • общественная активность, включающая в себя оказание помощи руководителю в укреплении дисциплины и законности путем положительного воздействия на сослуживцев; • характер и количество поступков и проступков, в том числе и тех, за которые не объявлены поощрения или взыскания. (См. Китов А.И. Психология управления - М.: Академия МВД СССР, 1979,с.301) В определяющей мере дисциплинированность работника органа правопорядка зависит от его мотивов и степени их осознанности. Различают три уровня осознанности мотивов: высший - когда работник четко осознает цели и мотивы своего поведения; средний - при котором работнику ясны лишь общие контуры собственных мыслей и чувств, побуждающих к поступку (или проступку); низкий - когда мотивы поведения человеком, практически, не осознаются. Поступки, мотивы которых не осознаются, имеют различную природу. Причиной таких поступков может быть чрезмерное эмоциональное напряжение, стресс, утомление или переутомление, склонность к негативным привычкам (например, употреблению алкоголя) и др. Однако неосознаваемость мотива поступка не следует смешивать с непризнанием его истинного мотива, которое выступает в виде своеобразной психологической защиты, заключающейся в попытке работника отклонить менее привлекательный в профессионально-нравственном отношении мотив и приписать своим поступкам благородные побуждения. К числу основных мотивов, влияющих на поведение работника и уровень его дисциплинированности следует отнести: • деловые мотивы, выражающие отношение к служебной деятельности и выполняемым профессионально-служебным задачам; • коллективистские мотивы, характеризующие степень связи побуждений работника с ближайшим окружением, принятыми нормами и традициями поведения; • мотивы уровня профессиональных достижений, показывающие степень влияния успехов и профессиональной деятельности на дальнейшее поведение работника; • мотивы уровня притязаний, отражающие особенности сложившейся профессиональной самооценки и определения в связи с ней целей и трудностей выполняемых профессиональных задач; • мотивы избегания возможного наказания за нарушения дисциплины. У работников органов правопорядка необходимо сформировать позитивную мотивацию деятельности, позволяющую преодолевать элементы недисциплинированности, склонности к дисциплинарным проступкам и нарушению законности. Недисциплинированное поведение проявляется, во-первых, в склонности к пререканиям и обсуждениям распоряжения руководителя, отступлении от установленного порядка служебных взаимоотношений, выражении недовольства, во-вторых, в неисполнительности, проявлении недостаточного усердия к выполнению должностных обязанностей, в-третьих, в побуждениях к самочинным действиям, запрещенным установленным порядком прохождения службы в органах правопорядка. Уровень дисциплины в профессиональном коллективе, естественно, зависит от уровня дисциплинированности каждого его работника, но не сводится только к этому. Такие факторы, как психологическая совместимость и степень сплоченности членов коллектива, степень организационной и профессиональной подготовленности к совместной деятельности, качество официальных и неофициальных взаимоотношений и другие существенно влияют на уровень дисциплины в коллективе. К числу критериев оценки уровня дисциплины в служебном коллективе относят: • степень тяжести дисциплинарных проступков /с точки зрения оценки их последствий/; • социометрический статус нарушителей дисциплины в коллективе, то есть положение в неформальной структуре отношений членов коллектива; • распространенность тенденций к дисциплинарным нарушениям (отношение числа работников, не допускающих нарушений к числу совершивших дисциплинарные проступки); • повторяемость одноименных дисциплинарных проступков; • динамика изменения количества дисциплинарных нарушений, ее соотношение с особенностями изменений в жизнедеятельности профессионального коллектива; • соотношение поощрений, полученных всеми сотрудниками, с наложенными взысканиями по количественным и качественным признакам. (См. Китов А.И. Указ. соч., с. 304) Важное значение для поддержания высокого уровня дисциплины в коллективе имеет учет складывающихся формальных (официальных) и неформальных (неофициальных) взаимоотношений. В неофициальной структуре взаимоотношений образуются дружеские микрогруппы, появляются неформальные лидеры, которые оказывают значительное влияние на жизнедеятельность коллектива. Сближение формальной и неформальной структур по их направленности, ценностным ориентациям, нормам и т.д. может способствовать улучшению дисциплины и организованности в работе. Если же, например, ориентация неформальных, дружеских групп или иные носят негативный характер (праздное время провождение, пьянство, уклонение от исполнения сложных профессионально-служебных задач и т.п.), то в этом случае такие "групповые стандарты" поведения могут привести к резкому снижению уровня дисциплинированности всего коллектива. Исследования показывают, что уровень дисциплины профессионального коллектива связан с общественным мнением и преобладающими в нем настроениями. Через коллективное мнение к личности каждого сотрудника предъявляется определенная система требований, осуществляется контроль за его поведением и оценка поступков. Таким образом, мнение выполняет нормативную имотивационную функцию в сфере поддержания служебной дисциплины.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

live

mail

Архив блога