понедельник, 16 июля 2012 г.
Home »
» Установление контакта
Установление контакта
Установление контакта — это первое, с чего начинала Сатир. Она считала способность налаживать контакты про¬сто необходимой для того, кто хочет стать настоящим психо¬терапевтом. Далее вы познакомитесь с некоторыми психоте¬рапевтическими техниками, которые, согласно мнению Са¬тир, помогают установлению контакта.
Сближение
Сатир напрягала все свои физические и душевные силы, чтобы найти контакт с людьми. Чтобы как-то сблизиться с ними, завязать контакт, она касалась их руками, виртуозно использовала выражение лица, глаз, изменения тона голоса.
Первое, что она всегда делала для установление контак¬та — просто жала руку. Сатир была уверена, что прикоснове¬ние руки — одна из главных потребностей человека, а потому она часто использовала это, чтобы наладить с людьми контакт. Она узнавала, как человека зовут, а после тепло приветство¬вала его, называя по имени, надо сказать, делала она это вос¬хитительно и никогда не жалела время, потраченное на при¬ветствия.
Она всегда принимала позу и отмеряла расстояние до че¬ловека так, чтобы с легкостью дотянуться до него. Стоя, она старалась занять такое положение, чтобы человек был пря¬мо напротив нее, на расстоянии вытянутой руки. Если же она сидела, то наклонялась вперед на 45 °.
Выслушивание
Сатир очень внимательно относилась к индивидуальным особенностям людей, уделяя каждому время и внимание, что¬бы установить с ним прямой контакт. Чтобы понять человека, наладить с ним взаимоотношения, она очень скрупулезно слушала речь каждого, особо отмечая тон голоса, внезапные переходы от крика к шепоту и слова, которые употребляет человек.
Наблюдение
Сатир старалась как можно ближе общаться с людьми, чтобы наладить с ними отношения и понаблюдать за ними. Поначалу, наблюдая за языком тела, она лишь накапливала информацию, чтобы затем тщательно разобраться со значе¬нием каждого жеста. Особое значение она придавала изме¬нениям, происходящим на уровнях:
— глаз;
— выражения лица;
—цвета лица;
— длительности и глубины дыхания;
— позы;
— расстояния, которое стремится занять человек по отно¬шению к другим;
— тонуса мышц.
Кроме наблюдения за жестами, Сатир по крупицам соби¬рала информацию о:
— потенциале личности;
—самоуважении;
— закрепившемся стиле общения;
— внутренних правилах;
— ожиданиях и имеющемся репертуаре ролей;
— том, как человек использует свою власть и превосход¬ство над другими;
— изменениях в восприятии или поведении.
Стимулирование сознания
После того как Сатир помогала человеку обрести внут¬реннее чувство защищенности, она пыталась подвинуть его к осознанию своих внутренних ресурсов и дезадаптивных поведенческих паттернов. Ниже описаны некоторые приемы, которые использовала Сатир.
«Карта семьи»
Обычно Сатир составляла «хронологию семейной жиз¬ни», охватывающую три поколения. Эта хронология вклю¬чала в себя следующую информацию::
— даты рождения и смерти всех членов семьи, а также имели ли место случаи мертворождения, выкидышей или абортов;
— социально-политическую атмосферу, в которой прошло Детство родителей, бабушек и дедушек (например, времена «Великой депрессии»);
— все события, оказавшие влияние на жизнь семьи, такие как вступление в брак, развод, переезды, природные катак¬лизмы, так или иначе изменившие ход событий и другие чрез¬вычайные происшествия;
— степень зависимости членов семьи друг от друга;
— имена и краткое описание тех людей, которые, не явля¬ясь кровными родственниками, оказали влияние на семью.
Составляя такую карту для какой-то определенной семьи, Сатир сначала задавала лишь нейтральные, касающиеся основных дат, вопросы, чтобы сперва создать непринужденную обстановку. Постепенно она переходила на вопросы личного характера, подробно расспрашивая о каждом члене семьи, его личностных особенностях и стиле поведения, а порой даже раскрывая семейные тайны. Ниже приведены примерные вопросы из тех, что задавала Сатир, составляя «Карту семьи».
Об исторических датах:
«Ты знаешь, где и когда родился твой дедушка? Представляешь ли ты обстановку, в которой прошли его детские годы? Если твой дедушка скончался, знаешь ли ты, как это произошло?»
О важных событиях:
«Когда поженились твои родители? Ты знаешь, как они встретились? Что ты знаешь о том времени, когда они были женихом и невестой? Остались ли мужем и женой до сих пор?»
О личных особенностях:
«Представь, что мне нужно поехать в аэропорт, чтобы, встретить там твою бабушку. Как мне узнать ее? Попробуй описать ее личные качества. Какие из них ты считаешь положительными, а какие нет?»
О семейных законах:
«Что бы твоя мама сказала насчет денег? Как ведут себя твои родители при семейном конфликте?»
О тайнах.
«Так когда вы родились?... Выходит, что ваши родители поженились менее чем за девять месяцев до вашего рождения. Что вы об этом думаете?»
О тех, кто оказывал влияние:
«Были ли в пору вашего детства такие люди, которые оказали на вас значительное влияние, не являясь при этом членами вашей семьи. Расскажите о них».
0 коммент.:
Отправить комментарий