пятница, 20 июля 2012 г.

Биржа как элемент рынка

Экономические и политические условия в нашей стране в 1990-1991 гг. привели к весьма своеобразному биржевому процессу и последующему развитию бирж [5]. Биржевая торговля реальным товаром переживает сейчас рыночный коллапс. Вме¬сте с развитием рынка биржи в своем становлении уже прошли ряд этапов: зарождение, быстрый рост, спад, биржевую актив¬ность, реорганизацию бирж. И им еще предстоит нелегкая судь¬ба варьирования в рыночных условиях. Накоплен солидный опыт биржевой деятельности, подготовлены биржевые кадры, выработано государственное законодательство, идет развитие теории биржевого дела. Все это позволяет делать вывод, что соз¬даны предпосылки для следующих качественно новых шагов в биржевой сфере. В России биржа является организованным рынком, т. е. представляет собой форму организации торговли товарами по заранее установленным правилам. Для нее характерны регуляр¬ность торговли в строго определенном месте, унификация ос¬новных требований к качеству товара, условиям и срокам по¬ставки, ведение торговли на основе встречных предложений по¬купателей и продавцов, заключение сделок с поставкой товара как со склада, так и в будущем. Товарные биржи организацион¬но оформлены в виде ассоциаций частных лиц, объединенных чаще всего в корпорации, преследующие цель не получения прибыли, а облегчения и удешевления торговли. Как рынок биржа связывает микро - и макро уровни хозяйст¬ва, т. е. свободно хозяйствующих предпринимателей с производ¬ством. Биржа сосредоточивает в себе важнейшие рыночные меха¬низмы: конкуренцию, спрос, предложения, ценообразования. Посредством действия механизма ценообразования биржа непрерывно снабжает хозяйствующих агентов информацией об изменениях на рынках, о возникновении новых условий обмена, появлении новых видов товара и т.д. Биржа является элементом рынка, где самостоятельно хозяй-ствующие субъекты встречаются, чтобы, с одной стороны, реа¬лизовать свою продукцию с целью получения прибыли, а с другой стороны, удовлетворить собственный спрос (рисунок 1). На бирже покупатель и продавец не связаны друг с другом. Процесс куп¬ли-продажи осуществляется через посредников (брокеров, диле¬ров, трейдеров и т.д.). Цена зависит от спроса и предложения. Если производитель представит на бирже новый вид товара улучшенного качества, он вправе установить повышенную цену. В случае позитивной реакции потребителей производитель по¬лучит прибыль выше среднего уровня по отрасли. Это заставит других предпринимателей переналадить производство и выпус-кать хорошо зарекомендовавший себя товар. При этом предпри¬ниматели предложат его по более низкой цене в целях привле¬чения покупателей. Со временем предложение данного вида продукции удовлетворит спрос, рынок станет насыщенным, а цены стабилизируются на определенном среднем уровне. Если же производителя новейшего вида продукции постигнет на бир¬же неудача, т. е. его товар не будет пользоваться спросом, цена пойдет вниз и будет падать до тех пор, пока не будет реализова¬на данная товарная партия. Вследствие несбалансированности спроса и предложения по-купатели или продавцы реального товара бывают не готовы к совершению акта купли-продажи. Тогда спрос или предложение временно поддерживают посредники, которые через механизм хеджирования снижают риски от последующего понижения или повышения цен и обеспечивают достаточную прибыль. Рисунок 1 Отношения субъектов биржевого рынка Товарная биржа служит местом формирования рыночных цен, коммерческой информации о состоянии рынка, его настроениях и т.д. Биржи оказывают все большее влияние на процесс ценооб¬разования, оставаясь единственным источником ценовой инфор¬мации. Биржевая информация публикуется, тогда как результаты актов купли-продажи являются коммерческой тайной. Следует подчеркнуть, что сама товарная биржа не осуществ¬ляет торгово-посредническую деятельность, а лишь создает для нее условия. Торговлю осуществляют брокерские конторы и брокеры (дилеры, трейдеры). Согласно российскому законода¬тельству биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать до¬ли (паи), акции предприятий, если данные предприятия не ста¬вят целью осуществление деятельности, непосредственно свя¬занной с организацией и регулированием биржевой торговли. Товарные биржи в России в настоящий момент не связаны с мировым рынком, и одно из их назначений - организация торго¬вого оборота внутри страны, от производителя к внутреннему по¬требителю. Это налагает на деятельность бирж особый отпечаток. Таким образом, на биржу возлагается организующая роль на рынке. Не устраняя естественных законов рынка, закона спроса и предложения, товарная биржа вносит элементы оздоровления, регулирования и планирования в систему рынка нашей страны. Через биржу осуществляется быстрейшее движение товара из сферы производства в сферу потребления, так как биржевая торговля возможна только в случае получения дифференциаль¬ной прибыли (прибыли от спекуляции). Биржи у нас также выполняют роль экономического образо-вания предпринимателей. Биржа благодаря концентрации у себя товара служит местом распределения запасов во времени и пространстве. Пространст¬венное распределение запасов происходит таким образом, что срочная торговля до тех пор держит товар в “воздухе”, пока не выяснится, где будут наивысшая цена и наибольшая потреб¬ность в этом товаре. Задача распределения во времени состоит в том, чтобы запа¬сы не выпускать сразу на рынок по заниженным ценам, а более или менее равномерно в пределах возможности, создаваемой производителями, распределить их в течение года. Для понимания сущности бирж как элемента рынка следует перечислить их отличительные признаки: • регулярность возобновления торговли и организованность рынка; • подчиненность определенным, заранее установленным правилам; • приуроченность к определенному месту; • установление стандартов на товары; • разработка типовых контрактов; • котировка цен; • арбитраж – урегулирование споров; • информационная деятельность биржи, • совершение сделок в отсутствие самого товара; • специфический характер сделок: встречный, по принципу двойного аукциона со стороны покупателей и продавцов; • торговля массовыми однородными товарами, качественно сравнимые, отдельные партии которых полностью взаимо-заменяемы, • спекулятивный характер сделок, стремление участников торговли к максимальному коммерческому результату - экономический двигатель биржевой торговли. Кроме того, дополнительные черты приобретает фьючерсная биржевая торговля: • фиктивный характер сделок, целью которых является не потребительская, а меновая стоимость товара, • косвенная связь с рынком реального товара (через хеджирование); • полная унификация потребительной стоимости товара, представителем которой служит биржевой контракт; • полная унификация большей части условий следки (количество товара, срок поставки); • обеспеченность сделок и заменяем ость контрагентов по ним. Фьючерсная биржа одновременно представляет собой рынок цен соответствующих товаров и оказывает существенное влия¬ние как на формирование биржевых котировок, так и через ме¬ханизм хеджирования на фактические цены конкретных сделок с реальным товаром, а в конечном счете, на конкурентоспособ¬ность фирм - производителей товаров[6]. Биржевой механизм поддерживает экономическую борьбу ме¬жду предпринимателями за лучшие условия хозяйствования, за наиболее выгодные условия производства и реализации продукта, и получение максимального дохода. Конкуренция представляет собой эффективно действующий механизм на биржевом рынке.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

live

mail

Архив блога