суббота, 14 июля 2012 г.
Home »
» Принципы, методы и структура современной психологии
Принципы, методы и структура современной психологии
Психология в своем объяснении психической жизни исходит из ряда принципов:
• единства сознания личности и деятельности /сознание и деятельность индивида не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание представляет собой внутренний план деятельности, ее программу. В связи с этим принципом рассматривают два взаимосвязанных процесса - интериоризацию и экстериоризацию. Интериоризация представляет собой присвоение опыта, приобретение знаний, умений, навыков, новых личностных качеств. Экстериоризация, наоборот, характеризует внешнее развертывание деятельности, ее действия и поступки на основе приобретенных психических образований/;
• развития психики, сознания в деятельности (психические явления могут быть правильно и адекватно объяснены, если они рассматриваются как продукт и результат деятельности человека);
• генетического (или исторического) подхода к пониманию психического (сущность) генетического принципа состоит в том, что изучаемые психические явления рассматриваются в динамике, как процессы, и психолог стремится восстановить все моменты развития психики индивида, изучить все психологические факты в их конкретной истории. Этот принцип образовал метод "продольного" изучения личности ребенка ("лонгитюдный метод");
• детерминизма (этот принцип исходит из того, что психика определяется также образом жизни человека и изменяется вместе с изменениями образа жизни);
• системности (все психические явления взаимосвязаны и взаимообусловленны, поэтому их изучение должно проводиться с позиции взаимодействия и взаимного влияния друг на друга).
К числу основных методов психологии относят:
• методы психодиагностики личности и группы людей;
• методы психокоррекции и восстановления работоспособности человека;
• методы психологического консультирования;
• методы психогигиены и психопрофилактики;
• методы психологической экспертизы.
Ни один из указанных методов не приведет к успеху, если отсутствует психологическая информация об индивиде или группе. Поэтому первой и основной задачей часто является психодиагностическое обследование личности. Методы изучения психических явлений можно разделить следующим образом:
а) метод прямого наблюдения собственной психической жизни /самонаблюдение, интроспекция/ и психики других людей, отражающейся в их поведении, деятельности и творчестве, в том числе использование результатов наблюдения экспертов и соответствующих экспертных оценок;
б) метод управляемого наблюдения, к которому относят, во-первых, естественный эксперимент, то есть наблюдение за человеком в связи с воздействием на него определенных раздражителей в естественных (полевых) условиях, (например, выполнение профессионального задания) и, во-вторых, лабораторный эксперимент, заключающийся в исследовании психических явлений в лаборатории с использованием специальных приборов и приспособлений;
в) психодиагностические методы - тесты, к которым обычно относят личностные тестовые опросники (Айзенка, Кэтелла, Шмишека, Леонгарда, Личко и др.), проективные методы (Роршаха, Розенцвейга и др.), методы определения способностей (тесты умственной одаренности Айзенка, матрицы Равена и др.), социометрические опросы и тесты приемлемости для исследования группы людей (Морено, Богардус, Фидлер, Лири и др.).
Структура современной психологии включает разнообразные отрасли психологических знаний. Важное общеметодологическое значение для всех других отраслей психологии имеют общая и социальная психология. Общая психология изучает основные закономерности возникновения и функционирования психических явлений в деятельности и поведении человека. Социальная психология исследует механизмы и закономерности человеческого общения, взаимодействия и взаимоотношений в группах людей, а также комплексные групповые явления (социально-психологический климат, групповые ценности и нормы, групповое мнение и др.). Предметом возрастной психологии является изучение психологических фактов, механизмов и закономерностей, связанных с возрастным развитием человека и генезисом различных психических функций в связи с обучением, воспитанием и приобретением социального опыта.
Выделяют много отраслей психологии, связанных с изучением психологии человека и групп при осуществлении различных видов профессиональной деятельности (педагогическая, юридическая, военная, спортивная, космическая, медицинская психология и др.). Особое место занимают зоопсихология и специальная психология (психология слабослышащих, слабовидящих и др.). Все отрасли психологии тесно связаны с общей и социальной психологией, выбирая для себя общепсихологическую и социально-психологическую информацию, необходимую для построения конкретной области психологических знаний.
0 коммент.:
Отправить комментарий